Первомай в 2024 году Печать

«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню…». Так говорит главный герой Женя Лукашин в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С Лёгким паром!». Эта фраза символизирует собой сложившиеся многолетние традиции, которые сопровождают россиян. Такие же традиции характерны и для апреля с маем. Кто-то встречает Первомай шашлыками на даче в весёлой компании родных и друзей. Другие встречают, низко кланяясь земле-матушке, проводя всё время на огороде, возделывая почву под будущие урожаи. У меня тоже сложилась своя добрая традиция – встречать май уборкой какой-нибудь могилы на одном из кладбищ. В этом году праздники были длинными, а потому и вполне для меня плодотворными.

 

День первый, 28 апреля.

Этот день был посвящён благоустройству мемориала воинам-землякам в деревне Болдино Кардымовского района. Два года назад его удалось привести в надлежащий вид (о чём можно прочитать вот здесь). Однако же косметический ремонт необходимо делать регулярно, и этот год не стал исключением. За минувший год краска заметно потускнела, местами даже отвалилась, да и красная звезда стала не такой яркой.

За пару часов, соревнуясь с мамой, кто дольше сможет простоять, согнувшись в три погибели, при покраске постамента, удалось придать мемориалу достойный вид. Теперь на День Победы сюда будет не стыдно прийти, возложить цветы и почтить память земляков.

День второй, 29 апреля.

В этот день я приехал на Братское кладбище, чтобы убрать могилу деда. Поразительно, но за почти 60 лет с момента его смерти, на его могиле не росла трава. В последние же два года что-то изменилось – трава растёт буквально на глазах и заполоняет всё вокруг. Так было осенью, так оказалось и весной. Ползая на четвереньках, чтобы всё очистить, в какой-то момент я почувствовал себя мелким парнокопытным животным (если быть более точным, то бараном), который щиплет травку.

Потратив знатное количество времени, тем не менее у меня ещё остались силы, чтобы немного очистить захоронение Михаила Михайловича Лилова (уборкой его могилы я праздновал День Победы в 2020 году, о чём можно прочитать здесь).  В этот же раз мне нужно было лишь сгрести опавшую листву, собрать ветки и бутылки (которые снова стали выкидывать родственники людей, похороненных по соседству с Лиловыми, за что им мой «нижайший поклон»). Пара десятков минут и всё было сделано.

День третий, 30 апреля.

На этот день я решил объявить субботник по уборке кладбищ, о чём призывал неравнодушных смолян. К моему большому сожалению, никто не откликнулся и не пришёл. Что ж у всех свои заботы, и до мёртвых далеко не каждому есть дело.

Лишь мой верный боевой товарищ и соратник Александр Ткаченков, с которым мы убрали уже несколько могил, отозвался на мой клич. Вернее даже не отозвался, а фактически дал этот клич. В прошлом году по ряду причин мне не удалось организоваться, за что он мне постоянно делал замечания.

Объектом нашего внимания в этот раз стала захоронение бывшего заведующего областным отделом торговли и председателя Смоленского облпотребсоюза Сергея Ивановича Андреева и его жены. Уже долгие годы я наблюдаю, что к нему никто не приходит, могила постоянно заросшая, памятник покрыт мхом, фотография выгорела.

В благоприятной дружеской обстановке, за разговорами о прошлом, настоящем и будущем, вместе с Сашей мы привели её в божеский вид. Вынесли несколько мешков листвы, травы, веток, кусков различных бетонных конструкций и… бутылок (снова пламенный «привет» теперь уже тем, кто мусорит и на эту могилу). Вообще хочу сказать, что бросить бутылку, стакан, фантик от конфеты или какой-нибудь другой хозяйственно-бытовой мусор, выбросить оставшиеся материалы после установки памятника на соседнюю неухоженную могилу – это просто классика жанра. Тем самым люди делают и без того заброшенные захоронения настоящей свалкой. Люди (хотя я бы даже сказал – нелюди) даже не думают, что они делают, но им, видимо, от этого хорошо. Могу сказать, что были случаи, когда на могилу моего деда (на минуточку, она никогда не была в запущенном состоянии, просто мы не ставили ограду) тоже скидывали мусор. Мы же быстро перевоспитали, вернув их мусор (а в прошлом году даже кусок памятник кинули) назад к ним. Увы, но таких поступков я вижу очень и очень много.

Тем не менее, спустя некоторое время могила С.И. Андреева также стала выглядеть заметно лучше.

У нас оставалось ещё немного времени, и мы решили убрать захоронение Дмитрия Акимовича Буланова. В позапрошлом году во время субботника мы уже приводили его в порядок, а в прошлом году усилиями Смоленского отделения КПРФ на его могиле был установлен памятник.

Забавно, что и здесь мне снова пришлось почувствовать себя животным, ползая на четвереньках и «поглощая» траву. Полчаса, пара мешков мусора и могила Буланова тоже обрела надлежащий вид.

День четвёртый, 1 мая

Этот день я хотел посвятить собственным делам, не планируя посещать кладбища. И казалось бы, что всё должно было идти по плану. Даже удалось сходить «по грибы».

Однако, кто бы мог подумать, но и четвёртый день был также ознаменован уборкой. И снова было «щипание травки». Правда уже в этот раз фиксировать действия не было желания.

 

Хочу сказать, что на смоленских кладбищах ещё есть могилы, над которыми я взял негласное шефство, за которыми нужен постоянный уход. Есть и могилы, которые требуют капитального вмешательства. Однако же поговорку «один в поле не воин» никто не отменял. У меня уже нет тех сил, что были ещё даже лет пять назад. Если бы смоляне были более отзывчивыми, то и сделать можно было бы больше. К тому же, всем этим я занимаюсь исключительно добровольно, вкладывая свои время, силы, здоровье и деньги, лишь прошу помогать в этом деле. Ведь если люди будут откликаться, то это и мне будет придавать силы. Однако же, когда мне приходят сообщения подобные таким «уберите могилу такого-то или такого-то», которые звучат даже не как просьбы, а как приказ, то такие «призывы» как раз убивают желание что-либо делать. Очень надеюсь, что в будущем я буду получать лишь предложения о помощи, а не приказы. Дело по уборке могил – это дело добровольное, но как раз именно такие и подобные им дела, которые идут от души и по зову сердца, а не по «указанию сверху», показывают истинную любовь к своей Родине и к своей истории.