Могила Алексея Серёжкина: путь из забвения Печать

Имени актера Алексея Михайловича Серёжкина я не знал до весны прошлого года, когда в областной газете «Рабочий путь» мне попались соболезнования «в связи с кончиной заслуженного артиста А.М. Серёжкина». Незамедлительно его имя было включено в список разыскиваемых людей, но лето результатов не дало – его могила мне не встречалась.

Подключив связи и знакомства, моя мама узнала, что он похоронен на Селифоновском кладбище недалеко от Смоленска. Несмотря на то, что кладбище довольно-таки большое (второе по величине в городе), но оно единственное, где сохранены записи о захоронениях, к тому же еще и разбито оно на участки. К большой радости в книге за 1996 год была сделана запись о захоронении А.М. Серёжкина. Узнав номер участка, мы с мамой направились на поиски, найти могилу уже не представляло большого труда. Правда ожидали мы найти все-таки памятник, но увы… За годы деятельности я постоянно говорю себе – «перестань удивляться», но все равно не перестаю.

Могила заслуженного артиста РСФСР находилась в очень плачевном и невзрачном виде. Ржавая ограда и такой же ржавый крест, полустертая надпись на табличке с фамилией захороненного человека, пожухлая трава и опавшая листва – все говорило о том, что на его могилу никто не приходит уже много и много лет…

Алексей Михайлович Серёжкин родился в 1938 году в городе Копейск Челябинской области. Окончил знаменитую «Щепку». Играл в Симферопольском и Челябинском театрах. Двадцать один год своей жизни он отдал сцене Вологодского драматического театра, здесь же в 1974 году получил звание заслуженного артиста. В 1989 году переехал в Смоленск и несколько лет посвятил Смоленскому драмтеатру. В его багаже есть также несколько эпизодических ролей в кино. Умер 20 апреля 1996 года.

 

Итак, октябрь 2014 года – еще не закончился объявленный Президентом «Год культуры» и мною незамедлительно было принято решение: «Что-то надо делать!». Но что может сделать один человек? Поэтому я обратился в Департамент Смоленской области по культуре и туризму с просьбой что-нибудь предпринять в отношении благоустройства могилы Алексея Михайловича, а также обратить внимание драмтеатра и Союза театральных деятелей на состояние его могилы.

Ответ был получен довольно быстро – «денег нет, ничего сделать не можем, но на заседании Смоленского отделения Союза театральных деятелей будет рассмотрен вопрос о благоустройстве захоронения А.М. Серёжкина».

В душе затеплилась надежда. Неужели кто-то откликнется и соберется что-нибудь сделать. С этой надеждой я позвонил в СТД. Лучше бы я этого не делал… Выслушав получасовую тираду с фразами: «какое право я имел писать такие пасквили», «перепрыгивая через голову», «год культуры уже заканчивается», «Серёжкину все равно, что у него – крест или памятник», «почему это должна делать я», «это должен делать театр» и все в таком же духе на повышенных тонах. Результатом этого практически монолога (я бы даже сказал моноспектакля) стало выражение – «Ваше присутствие на заседание необязательно».

Узнав точку зрению театральной среды, было ясно, что А.М. Серёжкин не нужен никому. Первоначально у меня была информация, что детей у него не было, а жена давно уехала и ее, вероятно, уже в живых нет. Однако пару дней назад мне удалось узнать, что его жена после смерти Алексея Михайловича продала квартиру, которую актеру предоставил театр, и уехала в Израиль. Вероятно, она и сейчас еще живет, так как она значительно моложе своего покойного мужа. Вроде бы даже сын у него есть, но это на уровне слухов. Одним словом, сюжет для Малахова и иже с ним.

 

Первоначально мною планировалось просто привести в хорошее состояние могилу – вычистить, покрасить, прикрепить хорошую табличку к кресту. Было бы достойно, но хотелось найти его фотографию. И вот здесь вышел еще один парадокс. Я еще могу понять, что в Смоленске его хорошей фотографии не оказалось, он играл здесь всего несколько лет, и то в архиве театра есть его фото в роли Гамлета. Но вот, что в Вологодском театре его фотографии нет – это очень даже удивительно было для меня. Театр, в котором Серёжкин играл более 20 лет, даже не сохранил о нем фотографии. Или просто не захотели искать.

Фотографии нет, но делать что-то надо. И тут в голову пришла замечательная мысль. Заказать небольшую гранитную плиту – и лучше, и качественнее, и дольше простоит. К тому же у Общества был такой опыт, когда Пашук поставил аналогичные плиты актрисам Валентине Караваевой и Ольге Бган.

Когда я обратился в ООО «Мрамор» с просьбой изготовить по моему эскизу плиту, директор вызвался сделать заказ бесплатно. За что я очень благодарен Сергею Владимировичу Иванееву и сотруднику «Мрамора» Павлу.

 

Оставался буквально последний шаг – установка. Ну а здесь уже подключился семейный подряд Мошковых. Мои родители, Наталья Андреевна и Николай Анатольевич, далеко неравнодушные люди, и порой их захватывает бурная деятельность даже больше, чем меня.

Сделав все необходимые приготовления, в субботу, 4 апреля, мы втроем направились на Селифоновское кладбище. Спустя некоторое время могила А.М. Серёжкина преобразилась до неузнаваемого вида.

8 апреля, в день рождения Алексея Михайловича Серёжкина, плита на его могиле была торжественно открыта. В преддверии открытия плиты я старательно разнес приглашения на мероприятия – в Департамент культуры области, в Управление культуры города Смоленска, в театр, в Союз театральных деятелей, сделал посты в социальных сетях, позвал прессу. Никто на приглашение не откликнулся, смоленским журналистам на словах хотелось сделать репортаж, но, как в 41-м – «один автомат на четверых». Ехал с твердой уверенностью, что на открытии я буду один.

К великой радости, я не был одинок. Приехали актеры Смоленского драмтеатра народная артистка РФ Людмила Александровна Сичкарёва, заслуженные артисты России Николай Сергеевич Коншин и Сергей Борисович Тюмин, актёр Александр Петрович Руин.

После непродолжительного знакомства, мы возложили на могилу Алексея Михайловича цветы. Актеры вспоминали, каким Серёжкин был артистом и человеком, очень тепло и душевно о нем отозвались.

Потом долго разговаривали и вспоминали уже не только Алексея Михайловича, но и других актеров. Почти час мы говорили на тему театральной жизни.

На прощание сделали фотографию на память.

Еще вечером я думал, что то, что мы (все наше Общество) делаем никому не надо. Но даже то, что на это мероприятие приехало всего четыре человека, вселяет надежду, что не все еще прогнило «в нашем королевстве».

В голове большие планы и много задумок. Лишь бы на все хватило сил.

Апрель 2015 года