Изгородин Николай Савельевич Печать

1940-1962

Старший матрос

Родился 8 марта 1940 года.

Был призван в Советскую Армию, служил старшим матросом на подводной лодке Б-37, был старшим электриком.

 

Дизельная подводная лодка Б-37 проекта 641 из состава Северного флота погибла 11 января 1962 года в результате взрыва боезапаса в торпедном отсеке. Подводная лодка стояла у пирса в Екатерининской гавани базы поселка Полярный, экипаж проводил плановый осмотр и проворачивание оружия и технических средств. Переборочные люки во всех отсеках были открыты. Внезапно на лодке возник очаг пожара, который в считанные минуты вызвал взрыв боевого отделения торпеды, от которого сдетонировал весь боезапас из 12 торпед. Два носовых отсека лодки были полностью уничтожены. Практически весь экипаж Б-37 моментально погиб в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва, в живых осталось лишь несколько человек, в том числе командир подлодки. Вторым корпусом к Б-37 стояла подводная лодка С-350 проекта 633. После взрыва в прочном корпусе первого отсека С-350 образовалась трещина и отсек стал быстро заполняться водой. Замполит С-350, обнаружив поступление воды во 2-й отсек, покинул его в корму, задраив за собой переборку. Когда из 2-го отсека раздался стук оставшихся в носовых отсеках моряков, замполит заблокировал кремальеру, обрекая на смерть 11 человек. Считается, что такой ценой замполит "спас" остальной экипаж, хотя на самом деле перед тем, как убежать самому он был обязан подать команду "Покинуть отсек!" и убедиться в выходе всех находившихся в отсеке людей. Времени для эвакуации личного состава из носовых отсеков было вполне достаточно. После затопления 1 и 2-го отсеков С-350 легла носом на грунт, экипаж был выведен через аварийный люк 7-го отсека. В результате взрыва погибли также несколько десятков моряков, занимавшихся на расположенном вблизи пирса строевом плацу. Всего взрыв унес жизни 122 человек. Спасательные работы проводились силами АСС Северного флота в течение 22 суток. Полузатопленные лодки подняли на поверхность, установили в носовых отсеках глухие заглушки и отбуксировали в док. В результате работы правительственной комиссии однозначно установить причину взрыва не представилось возможным, были выдвинуты две версии. По одной из них причиной взрыва мог быть случайный выстрел при разряжании оружия сменившимся вахтенным по охране корабля. Однако более вероятной считается проведение с торпедой нерегламентированных ремонтных работ, вероятно, с использованием открытого огня (паяльной лампы). По другим данным катастрофа произошла при погрузке торпед на Б-37 - на одной из них была повреждена боевая часть, воспламенившаяся при производстве сварочных работ в первом отсеке. Согласно этой версии на С-350 также произошла детонация торпед и обе лодки получили аналогичные разрушения корпуса 1 и 2-го отсеков.

 

В числе 122 погибших находился и матрос Н.С. Изгородин. Похоронен в братской могиле в губе Кислой Кольского района Мурманской области. На кладбище в деревне Боровая Смоленского района Н.С. Изгородину установлен кенотаф.