Результаты 2351 - 2360 из 2770

Кладбища (область)/Монастырщинский район
1961-2001 Педагог Родился 5 мая 1961 года в деревне Пузырёво Монастырщинского района в семье колхозников. В 1978 году поступил в Смоленский государственный педагогический институт имени К. Маркса, который окончил с отличием в 1983 году, получив квалификацию учителя физики и математики. После окончания института по распределению был направлен в Новомихайловскую среднюю школу Монастырщинского района. В скором времени был назначен заместителем директора по организации внеклассной и внешкольной работы, в должности которого оставался на протяжении 7 лет. Благодаря его стараниям в школе был организован детский досуг, были открыты секции и кружки по интересам, организована работа с сельским домом культуры. В декабре 1991 года возглавил Монастырщинский районный отдел народного образования. Под его руководством в районе стабилизовался кадровый педагогический потенциал, появились объединения «сад-школа». Он стал инициатором реорганизации районного Дома пионеров в Центр внешкольной работы и детского творчества. Заслуженный учитель РФ (09.09.1999). Награждён знаком «Отличник народного просвещения» (1996). Скоропостижно скончался 7 ноября 2001 года. Похоронен на центральном кладбище в посёлке Монастырщина. В октябре 2018 года имя В.А. Счастливого присвоено Монастырщинскому Центру внешкольной работы.
18 03 2018
Кладбища (Смоленск)/Братское кладбище
1880-1958 Революционер Родился в 1880 году. В 16 лет вступил в революционную борьбу. С 1906 по 1914 года являлся членом социал-демократической партии Польши и Литвы, работал вместе с Ф.Э. Дзержинским в одном из подпольных кружков в Варшаве. За революционную деятельность несколько раз подвергался арестам и дважды сидел в варшавской цитадели. Во время Октябрьской революции находился в Себеже. Будучи членом фракции, принимал активное участие в борьбе за установление Советской власти. Благодаря личному знакомству с Ф.Э. Дзержинским, с 1918 по 1937 год работал в органах ВЧК-ОГПУ. Участвовал в Гражданской войне. В 1924 году переехал в Смоленск, где работал уполномоченным губернского отдела ОГПУ. С 1930 до июня 1941 года – на хозяйственно-кооперативной работе. В годы Великой Отечественной войны находился в тылу. С 1948 по 1951 год работал в аппарате Смоленского областного партийного архива. Умер 16 июня 1958 года. Похоронен на Братском кладбище в Смоленске.
06 11 2019
Кладбища (область)/Демидовский район
1982-2008 Сержант милиции Родился 29 октября 1982 года в городе Демидов. Водитель-милиционер отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции УВД по Смоленской области. Трагически погиб в автокатастрофе 12 марта 2008 года в период служебной командировки в Усть-Мартановском районе Чеченской Республики. Похоронен на Покровском кладбище в Демидове. В память о А.В. Сыркове на мемориале демидовцам, погибшим в Афаганистане и Чечне, установлена мемориальная доска. Буду признателен за дополнительные сведения о А.В. Сыркове. Информацию можно прислать по адресу mosik108@rambler.ru
19 10 2016
Кладбища (область)/Глинковский район
1917-1991 Хозяйственный деятель Родился 21 декабря 1917 года. В годы Великой Отечественной войны работал на оборонном заводе, был оружейным мастером. После войны жил и работал в Москве. В 1950-х годах был директором одной из столичных гостиниц. В 1955 году по призыву партии в числе «тридцатитысячников» перешёл работать на село, переехав в Смоленскую область. А.М. Сыса был избран председателем сельскохозяйственной артели имени Ульянова в деревне Сивцево Глинковского района. В короткие сроки он сумел поднять отстающее хозяйство, провести электричество, построить фермы, школу, медпункт, жилые дома для колхозников. Через несколько лет был назначен директором совхоза «Приднепровье». В 1962 году избран председателем колхоза имени Ленина Глинковского района, которым руководил на протяжении 16 лет. Колхоз под руководством А.М. Сысы стал одним из крупнейших сельхозпредприятий района. Выйдя на пенсию, некоторое время работал комендантом гостиницы для работников партийного аппарата в Смоленске. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (08.04.1971, 11.12.1973), орденом «Знак Почёта» (23.06.1966), медалями. Умер 10 января 1993 года. Похоронен на Петропавловском кладбище в селе Глинка.
30 11 2023
Кладбища (область)/Рославльский район
1926-1997 Хозяйственный деятель Родился 1 сентября 1926 года в деревне Киселевка Дорогобужского района. В июне 1944 года призван в Красную Армию. Служил в 54-м гвардейском стрелковом полку в должности командира пулеметного отделения. В январе 1945 года принимал участие в Восточно-Прусской наступательной операции, был тяжело ранен и после излечения комиссован. После демобилизации некоторое время работал военруком Усвятского сельсовета Дорогобужского района. В 1947-1949 годах работал на предприятиях города Копейск Челябинской области, там же закончил учебный филиал ЦСУ Госплана по профессии бухгалтер. В 1949 году вернулся на Смоленщину, работал бухгалтером Сафоновского пункта заготзерно. В октябре 1955 года переехал в Рославль и был назначен старшим бухгалтером Рославльского пункта заготзерно. В 1963 году стал директором этого пункта, а с 1965 года – директором Рославльского хлебоприемного пункта. Награжден орденами Октябрьской Революции (8.04.1971), Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), медалями. Неоднократно становился победителем соцсоревнования. Умер 24 февраля 1997 года. Похоронен на Вознесенском кладбище в Рославле.
11 12 2013
Кладбища (область)/Велижский район
1975-2009 Музыкант, диджей Родился 2 марта 1975 года в Велиже. Учился в специализированной школе, после ее окончания поступил в Московский технический университет связи и информатики. В 1996 году, взяв псевдоним DJ Dlee, начал карьеру диджея, играя хип-хоп и R’n’b. DJ Dlee является одним из первопроходцев российского стиля R’n’b. Большую часть карьеры он проводил играя музыку в клубах. Регулярно посещал городаРоссии и зарубежья, выдавая не один десяток выступлений в год. Параллельно продюсировал молодых музыкантов, в том числе группу «Багда» и Тимати. Именно DJ Dlee спродюсировал его дебютный альбом «Black Star», также он снялся в клипе Тимати «В клубе», благодаря чему стал известен широкой публике. DJ Dlee погиб в автокатастрофе в Подмосковье 12 июля 2009 года. Похоронен на Покровском кладбище в Велиже.
25 03 2014
Кладбища (Смоленск)/Новое (Новодевичье) кладбище
1938-2013 Генерал-майор авиации Родился 13 ноября 1938 года в станице Орджоникидзевская Чечено-Ингушской АССР (ныне – Республика Ингушетия) в семье служащего. В 1956 году окончил среднюю школу в городе Ленкорань, был призван в Советскую Армию и направлен на учебу в 1-е военно-автомобильное училище. После окончания училища с 1959 по 1967 год командовал взводом транспортных машин, был преподавателем, занимал другие командные должности. Занятый непосредственными служебными делами по полученной армейской специальности офицера-автомобилиста, не расставался с юношеской мечтой стать военным летчиком. С 1967 по 1971 год учился в Военно-воздушной академии на штурманском факультете, получил диплом с отличием о высшем военном образовании по командно-тыловой специальности. После учебы в Военно-воздушной академии Тагинцев занимал должность начальника штаба, командира 261-го отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения 14-й воздушной армии Прикарпатского военного округа. С 1974 по 1979 год находился в штабе 14-й воздушной армии в должностях старшего офицера по мобилизационной работе, начальника отдела. Затем был начальником штаба, командиром 148-го авиатехполка 16-й воздушной армии в Группе советских войск в Германии. С 1982 по 1984 год работал начальником штаба – заместителем начальника тыла ВВС Группы советских войск в Германии. С 1984 года проходил службу в Дальневосточном военном округе, занимая должность начальника штаба тыла ВВС округа, в 1986-1988 годах – заместитель командующего ВВС округа – начальник тыла, в 1988-1991 годах – начальник тыла 1-й воздушной армии. В 1990 году Тагинцеву было присвоено звание генерал-майора авиации. В 1991 году приехал в Смоленск и до августа 1994 года являлся начальником тыла 46-й воздушной армии главнокомандования стратегического назначения. Награжден орденом «Знак Почета», медалями. Умер 15 января 2013 года. Похоронен на Новом (Новодевичьем) кладбище в Смоленске. И.Н. Беляев. Профессия – Родину защищать ========================================================================================= Фото могилы до установки памятника
19 01 2013
Кладбища (Смоленск)/Братское кладбище
1938-1995 Поэт Родился 23 октября 1938 года в Смоленске. После окончания средней школы работал на автотракторном ремонтном заводе, учился в техникуме связи, окончил курсы спортсменов-планеристов. Первые стихи были напечатаны в 1956 году. В 1958 году по рекомендации Н.И. Рыленкова был принят в Литературный институт имени М. Горького. Закончив его в 1963 году, он много ездил по стране, писал о пограничниках Тянь-Шаня, хлопкоробах, ветеранах войны. Возвратившись в Смоленск, многие годы своей жизни работал в местной прессе, в том числе в редакции газеты «Смена». Писал стихи и прозу, занимался публицистикой по краеведческой тематике. В эти годы вышли сборники его стихов «Родина моя», «Терема», «Денница», «Зимородок», «Снежная Скифия». Известен также как переводчик. Уже после смерти была издана книга «Ларец книжных ценностей», посвященная Смоленской областной универсальной библиотеке. Умер 8 декабря 1995 года. Похоронен на Братском кладбище в Смоленске
29 03 2013
Кладбища (Смоленск)/Одинцовское кладбище
1944-2017 Травматолог Родился 10 мая 1944 года. После окончания Смоленского государственного медицинского института с 1969 по 2001 год работал ассистентом кафедры травматологии и ортопедии. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию. В 2001 году утверждён доцентом этой же кафедры. С 2005 по 2010 год был её заведующим, а затем снова работал доцентом. Был консультантом травматологических отделений Клинчиеской больницы скорой медицинской помощи. Основное направление научной деятельности – внутрисуставные переломы. Н.Н. Таковым опубликовано 46 научных работ. Он является соавтором 3 изобретений и 3 рационализаторских предложений. Умер 23 августа 2017 года. Похоронен на Одинцовском кладбище в Смоленске. Вид могилы после похорон
15 09 2017
Очерки/Дела
Имя Тараса Гурьевича Гапоненко известно далеко не каждому человеку, его могут лишь вспомнить разве что специалисты-искусствоведы,  я сам  узнал о нём лишь в 2014 году. Однако же это крупный живописец, ставший одним из четырёх смолян, получивших всесоюзное признание и удостоенного звания народного художника СССР. Тарас Гурьевич родился 5 марта (20 февраля по старому стилю) 1906 года в бедной крестьянской семье в небольшой деревне Старая Заворонь Ельнинского уезда Смоленской губернии. Сейчас от этой деревни не осталось никакого напоминания, а территория, где она располагалась в нескольких километрах от деревни Арнишицы Угранского района, поглощена густыми лесами. Рано оставшись без родителей, Тарас вынужден был добывать средства на пропитание, батрача у зажиточного крестьянина в родной деревне. В 1917 году он перебрался в город Кимры Тверской губернии, где стал работать истопником и разъездным кучером, помощником пчеловода, а затем табельщиком в совхозе «Дубна». С 1920 года он находился в детском доме города Корчева. По собственной инициативе экстерном получил среднее образование за четыре с половиной года. В том же 1920 году молодой Тарас вступил в комсомол, а уже на следующий год был избран делегатом Тверского губернского съезда РКСМ. На протяжении трёх лет он входил в состав уездного комитета комсомола, и столько же был его председателем в Комиссии по делам несовершеннолетних при отделе народного образования. За успешное выполнение заданий по обеспечению работой специалистов высокой квалификации имя Гапоненко было занесено на губернскую доску почёта. Однако Тараса не сильно прельщала административная работа, ему хотелось чего-то большего и в 1924 году он приехал в Москву, где поступил в Высший художественно-технической институт. Он учился на монументальном отделении живописного факультета, среди его педагогов были крупные художники и графики Н.М. Чернышев, К.Н. Истомин, В.А. Фаворский, П.В. Кузнецов. Студенческие каникулы Тарас проводил в родной Смоленской области и ставшей для него родной Тверской. В 1929 году он работал в совхозе «Гигант» и на МТС имени Т.Г. Шевченко под Одессой, где он выполнил свою первую крупную картину «Сенокос», ставшую его дипломным проектом. С 1929 года Тарас Гапоненко вступил в Ассоциацию художников революции и в этом же году принял участие в 11-й выставке Ассоциации, представив картину «Красноармеец в деревне». С этого времени он стал постоянным участником выставок, проходивших в Советском Союзе и за рубежом. В 1930 году Тарас Гурьевич участвовал в выполнении монументально-декоративных работ по росписи клуба завода «Пролетарий» в Москве. В 1937 году международное жюри Всемирной выставки «Искусство и техника в современной жизни» в Париже присудило Гапоненко золотую медаль за картину «На обед к матерям». Спустя два года, в 1939 году, он принял участие в создании монументального панно «Знатные люди Страны Советов» в Нью-Йорке. Во время Великой Отечественной войны Гапоненко часто выезжал на фронт, где делал зарисовки и этюды. В 1944 году он написал картину «После изгнания фашистских оккупантов». В основу сюжета было положено реальное событие военных лет, рассказанное художнику его сестрой, пережившей фашистскую оккупацию на Смоленщине. Тогда же Тарас Гурьевич передал эту картину смоленскому музею. В 1946 году он написал второй вариант картины, правда уже большего размера, которая в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1947 году за создание этого монументального полотна художник был удостоен Сталинской премии 2-й степени. С 1952 года Гапоненко занимался педагогической работой в Центральной студии ВЦСПС и на графическом факультете Московского педагогического института имени В.П. Потёмкина. В 1954 году он исполнял обязанности председателя Оргкомитета Союза художников СССР, а с 1954 по 1957 год был секретарём оргкомитета. В конце 1950-х и в начале 1960-х годов он был членом Государственной экзаменационной комиссии Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. С 1958 года и до конца своей жизни он входил в состав редколлегии журнала «Художник». В декабре 1954 года Гапоненко стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Государство высоко оценило заслуги Тараса Гурьевича Гапоненко. Так, в 1954 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1968 году – «Народный художник РСФСР». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.12.1976 года за большие заслуги в развитии изобразительного искусства Тарасу Гурьевичу Гапоненко было присвоено почётное звание «Народный художник СССР». Примечательно, что семья Тараса Гурьевича также была приобщена к искусству. Его жена, Эрна Иоганновна Гапоненко (урождённая Арнгольд), тоже была художником, в настоящее время её картины хранятся во многих музеях мира, в том числе в странах Средней Азии. Алексей Тарасович Гапоненко также стал художником. Выпускник МГХИ имени В.И. Сурикова, он, как и отец, был разноплановым художником, занимаясь и пейзажем, и натюрмортом, и жанровой живописью, и портретом. В 1958 году Алексей Тарасович сделал множество натурных зарисовок известного пианиста Вана Клайберна во время проведения 1-го Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Кроме того, занимался книжной иллюстрацией для издательства «Дет-гиз» и «Малыш» и активно сотрудничал со студией «Диафильм». Прах Эрны Иоганновны и Алексея Тарасовича захоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища в Москве. В одну из встреч члены Общества нашли их захоронение. Тарас Гурьевич прожил достаточно долгую и интересную жизнь. Он жил в Москве в так называемом Городке художников на Масловке среди многих выдающихся художников и скульпторов. Здесь же он и умер 11 октября 1993 года на 88-м году жизни.   Как я уже сказал в начале, эта история началась для меня в 2014 году, когда в энциклопедии «Смоленская область. Персоналии» мне на глаза попалась статья известного смоленского искусствоведа Л.М. Козиковой про Гапоненко. Эта статья заканчивалась фразой «похоронен на родине». Встал вопрос – где эта родина? При сравнении современных и довоенных карт мною было установлено, что деревни Старая Заворонь не существует на картах уже много десятилетий, но территория относится к Арнишицому сельскому поселению Угранского района. Первое, что можно было предпринять, это узнать от краеведов и местных жителей. К большому сожалению, ни в Угранском краеведческом музее, ни в Арнишицком сельском поселении о возможном месте захоронения Гапоненко никто не знал. Старожилы слышали об этом имени, но конкретно никто не мог сказать. Как выяснилось, что в Заворони кладбища никогда не было. Однако, несмотря на всё это мною была предпринята первая отчаянная попытка что-нибудь найти. В один из сентябрьских дней я с родителями отправился в тур по угранским лесам. Но, как и следовало ожидать, ничего не нашли, только одного ёжика, который уснул буквально у нас на руках.   Узнать что-либо у Л.М. Козиковой уже не представлялось возможным, так как она умерла за несколько месяцев до этого. Даже пришлось написать письмо в адрес Президента Российской академии художеств З.К. Церетели, но ответа я так и не получил. Результатом всего этого осталась полная неопределённость – в книге написано, что Гапоненко похоронен на родине, но подтвердить этого никто не мог (как и опровергнуть). Казалось бы, что всё потеряно, но в один зимний день в начале 2016 года ко мне на электронную почту пришло письмо от Галины Василенковой, в котором было написано, что на территории Угранского района похоронен народный художник СССР Тарас Гапоненко. Сказать, что это была радость – ничего не сказать. Наконец-то нашёлся человек, который мог с точностью сказать, что Гапоненко действительно похоронен на Смоленщине. Тогда же стало известно, что он похоронен в урочище Мышенка в нескольких километрах от станции Баскаковка, что в Ключиковском сельском поселении. Еле дождавшись лета и хорошей погоды, позволяющей ехать далеко и ходить долго, я снова поехал в Угранский район. Но то ли от волнения, то ли от переизбытка информации, у меня из головы напрочь вылетело название Мышенка и осталось только название Ключики. Но в Ключиках ни имя Гапоненко, ни имя его сестры также оказались никому неизвестны. К моим поискам подключилась даже глава поселения Елена Александровна Логачёва, но снова все поиски оказались пустыми, на Ключиковском кладбище ничего не было обнаружено. Уже потом, когда я выбрался из зоны дремучих лесов, где практически отсутствует связь, мне удалось узнать всё у той же Галины Василенковой, что надо искать не в Ключиках, а в Мышенке. Спустя пару месяцев я снова поехал на местность. Поскольку самостоятельно найти кладбище в глухом лесу невозможно, провожатым выступил сын главы поселения Е.А. Логачёвой. Проехав четыре километра по дороге, по которой в настоящее время ездят лишь лесовозы, мы выехали на небольшую прогалинку. После этого ещё больше километра пришлось идти по лесам, но в итоге мы пришли на небольшое деревенское кладбище. Каково же было разочарование, когда могилы Гапоненко на кладбище обнаружено не было. Правда, в одной ограде было несколько безымянных крестов, среди которых к одному была прислонена плита с именем Матрёны Гурьевны Трошкиной, её фотографией и каким-то непонятным выцветшим портретом. Задаваясь вопросом, действительно ли народный художник похоронен здесь, мне удалось разыскать в Москве его невестку, Елену Александровну Урызваеву, которая подтвердила, что прах Т.Г. Гапоненко после смерти был захоронен в могилу его сестры Матрёны Гурьевны Трошкиной в деревне Мышенка. По настоянию его племянниц, приехавших на похороны, было принято решение захоронить прах художника в родной угранской земле. Это были лихие 90-е, жизнь «била ключом» и в скором времени о художнике забыли. В 2001 году умер его сын. Племянницы кто уехал, кто умер. Сама деревня прекратила своё существование и исчезла с карты. Кладбище оказалось в глухом лесу, куда найти дорогу без знающих местность людей просто невозможно.   В июле 2017 года за счёт средств Общества некрополистов по моему эскизу была изготовлена небольшая гранитная плита с именем Тараса Гурьевича Гапоненко. В начале августа эта плита была установлена на месте его захоронения. Правда, не обошлось без приключений. Если в прошлом году до кладбища пришлось идти километр, то в этому году я не смогу на машине проехать и мне пришлось нести эту плиту на собственных плечах почти 5 километров, чтобы установить. Ещё до этого, обсуждая вопрос о возможном варианте увековечивания имени Гапоненко, все моё окружение в один голос говорило о нецелесообразности установки памятника на маленьком сельском кладбище в глухом лесу, где его никто не увидит. Единственным человеком, кто поддержал меня в этом начинании и помог в его осуществлении, оказалась моя собственная мать. Именно она до конца помогала мне, и в то время как я тащил плиту, она несла весь необходимый инструмент. Также я ещё дома заламинировал фотографию Тараса Гурьевича, поэтому теперь на его могиле присутствует также и его портрет. Только, вернувшись в машину, я почувствовал моральное удовлетворение от совершённого дела. Спустя несколько минут отдыха у меня открылось второе дыхание, и я был готов к новым свершениям, что выразилось в посещении ещё нескольких угранских кладбищ.   Может быть, и есть здравый смысл, что памятник на деревенском кладбище не нужен. Но ведь памятник потому так и называется, что хранит память. Тарас Гурьевич Гапоненко вполне заслуживает, чтобы его имя знали и помнили, чтобы им гордились земляки, чтобы случайно, оказавшись на кладбище, они могли поклониться его праху. Хочется верить, что это станет началом в восстановлении незаслуженно забытого имени человека, который до конца жизни служил своему Отечеству так, как мог – через искусство.
10 12 2019

Страница 236 из 277


Powered by AlphaContent 4.0.18 © 2005-2024 - All rights reserved